Образ философа Хомы в повести «Вий»

Фантастическое как категория поэтики литературного произведения 1. Поэтика фантастического в повестях Н. Гоголь появился в русской литературе тогда, когда романтическая и таинственная повесть становились необыкновенно модными и популярными: Гофмана, рассказывались различные устрашающие истории о ведьмах и колдунах, о мертвецах, которые встают из могил. Несмотря на то, что Гоголь был глубоко верующим человеком и происходил из богобоязненной семьи, он не был чужд мистики, в нем было сильно чувство интерфенального. А увлечение фантастическим и невероятным неизбежно ведет художника в область тьмы, потусторонних сил, необъяснимого, ирреального, в область ужаса во всей полноте его художественного выражения. Несмотря на огромное количество исследований, монографий, научных статей и диссертаций, посвященных творчеству Н. Гоголя в целом и поэтике фантастического в его произведениях, интерес к писателю в настоящее время не угасает, так как те вопросы, проблемы и противоречия, которые интересовали Гоголя, являются неразрешимыми и по сей день. Предметом исследования в данной работе явилось фантастическое в структуре и семантике повестей Н. Объект исследования — художественное выражение фантастического в повестях Н.

Своеобразие фантастики в повести Вий

Вся эта повесть есть народное предание. Разыскания ряда исследователей указали на большое число народных украинских и русских сказок, сходных по своим мотивам с гоголевской повестью. Это был последний творческий опыт создания живых характеров на основе народно-сказочного материала. Фантастика в этой повести выступала в сопоставлении с реальными человеческими характерами. Весьма интересно то, что как раз из картины, насыщенном фантастикой, цензура вычеркнула очень важные строки:

Из далекого-далекого детства грезятся мне страхи и ужасы, забыты И уж на-верное рослый философ Хома Брут и плечистый богослов.

Эта раздвоённость бытия героя повести отражала раздвоённость человеческого сознания, формирующегося в условиях неустроенности и трагизма современной действительности. Примечательным для нового этапа гоголевского творчества явился образ философа Хомы. Вся фантастическая история с панночкой-ведьмой просвечена характерной гоголевской иронией и юмором. Социальная проблематика повести кажется несколько приглушённой. Но она тем не менее явственно проглядывает.

Хома Брут и его друзья живут в окружении злых, бездушных людей. Всюду Хому подстерегают опасности и лишения.

Чтобы посмотреть презентацию с оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в на своем компьютере. Переработано автором для собрания сочинений г. Одним из самых загадочных и необычных произведений Н. Все указанные сочинения написаны на богатом фольклорно-этнографическом материале и относятся к жанру мистического романтизма. Однако, изображение страшных событий во всех повестях разное.

И оно в некотором смысле напоминает градацию страхов, известную в современной психологии.

Заметки филолога). Ефимова Е.С. Страх и дерзновение Хомы Брута: [О произведении Н.В.Гоголя"Вий"]/ Е.С.Ефимова// ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ.-

Урок внеклассного чтения по повести Н. На смерть, как на солнце, во все глаза не взглянешь. В этом произведении, являющемся одновременно и повестью, и философской притчей, объединены реалистические и фантастические , бытовые и символические, философские начала. Учащиеся должны были составить дома тестовые вопросы по содержанию повести. Найдите, как автор описывает панночку в эпизодах трех ночей. Язычники считали, что мир двуедин: И образ панночки двуедин: Основной конфликт в произведении.

Хома Брут — добродушный, веселый нравом, любит поесть, выпить, соврать, стащить, что плохо лежит. Он философ, то есть ученик класса философии в бурсе. Он материалист, оптимист и атеист. В нем нет ничего , что приподнимало бы его над миром обыденности и прозы. В эпизоде полета на ведьме.

Хома Брут главный герой повести «Вий»

Поэтому его художественные образы получают свое окончательное раскрытие именно в перспективе Христа. Конечно, такой подход к произведениям Гоголя не является чем-то особенным. Православное гоголеведение за последние годы принесло достаточно зрелые плоды, вспомним хотя бы имена Владимира Воропаева и Михаила Дунаева. Однако, всегда остается пространство для собственного движения пусть даже в уже наезженной колее. После Тараса Бульбы я продолжаю задавать тот же вопрос:

Именно втаком ключе трактует автор и полет Хомы на ведьме, где .. Ефимова Е.С. Страх и дерзновение Хомы Брута // Литература в школе. .

Реалистическое соединяется в повести с фантастическим, и эти два пласта действительности не исключают, а дополняют друг друга. Их взаимодействие оказывается очень важным для понимания концовки произведения и смерти Хомы Брута незадолго до рассвета во время его последней службы. Мрачные цвета природы, безлюдность церкви, находящейся в заброшенном месте, указывают на богооставленность героев повести. Мысли о спасении души приобретают формальный характер и находят отражение лишь во внешнем следовании христианским обрядам, при этом даже сотник, отец Панночки, не присутствует при службе.

Как результат — везде, в том числе и церкви, царят злые силы. Церковь становится прибежищем чудовищ, которые творят расправу над Хомой Брутом. Отсутствие у философа истинной веры, его образ жизни и характер мыслей не дают ему шанса на спасение. Описание быта бурсы говорит о том, что даже в ней не осталось места почитанию Бога, ее служители также предаются греху, как и мирские люди. Как результат — в утратившем веру мире героя не способны спасти от злых сил ни церковь, ни молитва, ни круг, описанный им вокруг себя.

Гоголь и натуральная школа. Гоголь — художник и мыслитель:

Повесть Н. В. Гоголя «Вий»: Из истории интерпретаций

Портрет писателя перенесен с сайта : Я хочу рассказать вам Автор в"Мертвых душах" и"Выбранных местах из переписки с друзьями" Н. К летию со дня рождения Н. Уроки в - классах. Уроки в - классах" см.

тическое/внутреннее видение Хомы Брута в полете). .. безбрачие и бездетность тетушки и страх перед женитьбой ее племянника."Двуполость" пит к делу сему с дерзновением и почитает оное доступ ным для всякого ума.

Современная литературоведческая наука располагает огромным количеством работ, посвященных Н. Гоголю, что свидетельствует о неугасающем интересе к творческому наследию этого необычного художника, принадлежащего к тем писателям, творчество которых скрывало много тайн и загадок, возбуждающих воображение, вызывающих споры, никого не оставляющих равнодушными. Гоголевская поэтика содержит в себе множество элементов, которые ещё требуют своего научного объяснения.

К их числу, несомненно, следует отнести трагическое и ужасное. В последнее время в научной литературе о Гоголе всё более интенсивно разрабатывается религиозно-философская сторона его мировоззрения и творчества, что нашло отражение в работах В. Обращение к религиозно-философской направленности литературоведческой мысли открывает перед исследователями много нерешённых проблем, одной из которых является проблема художественного выражения трагического и ужасного в творчестве Н.

Гоголя, которая ещё не была достаточно подробно рассмотрена в литературе о писателе, поскольку исследователи касались этой темы в основном частично, в связи с общей характеристикой творчества и мировоззрения художника. Осмысление ужасного как своеобразной художественной стихии, свойственной многим, произведениям Н. Гоголя, находим уже у А. Причём осмысление это осуществляется весьма специфическим образом: В самом деле, что может быть красноречивее следующего определения:

Сборник поэзии - Не потеряй меня. - 9

Образы западной и славянской мифологии в повести Н. Два мира Хомы Брута 1. Вий - тайна рока, ежечасно проявляющая себя в обыденном 2.

и вы освободитесь от страха, говорил Диоген. Он утверждал, что еще от героя гоголевского «Вия» Хомы Брута, который знал о «Дерзновение искания истины, вера в могущество разума есть первое условие философских.

В Хоме Бруте много черт, роднящих его с запорожцами. Это цельная и мощная натура, ему чуждо и честолюбие, и страх, и корысть. Любил очень лежать и курить люльку. Если же пил, то непременно нанимал музыкантов и отплясывал трепака. Любитель горилки, охотник покутить, даже в страстной четверг захаживающий на свидание к булочнице, — Хома попадает во власть таинственной демонической силы, становится жертвой необузданной страсти порочной панночки.

Этот мотив оттенен и историей парубка Миколы, очарованного и соблазненного красотой панночки и в конце концов превращенного ею в золу. Эта социальная тема и служит основой для реалистической обрисовки образов и всего колорита повести. Бурсак Хома и ведьма-панночка — носители двух различных, враждебных друг другу начал: Создавая образ панночки, Гоголь пользуется романтическими красками, подчеркивая ее демоническую, чуждую народу красоту.

Панночка-ведьма — это одновременно и пленительно-прекрасная и злая губительная сила. Рассказ о мести панночки, о злобном преследовании ею бурсака Хомы, раскрывшего ее ведьмовскую природу, не только воскрешает мотивы народной легенды, но и передает отношение народа к враждебной, угнетающей его панской власти. Эти слова, имеющиеся в автографе, но не вошедшие по цензурным причинам в печатный текст, являются ключом к замыслу повести, раскрывают внутренний ее смысл.

Рассказчик с эпическим спокойствием повествует о порядках бурсы, с добродушным юмором рисует своих героев, подчеркивая бытовые, комические детали, ярко характеризующие бурсаков.

Презентация к уроку литературы_7 класс_внеклассное чтение Н.В.Гоголь Вий

Это и повесть, и притча, и объединение реализма и фантастики, бытовые и символические, философское начала. Одиночество и оставленность человека в мире. Страх, Хаос, Смерть и Ничто - постоянные спутники человеческого бытия - вот основные проблемы, поставленные Гоголем в повести. В образе Хомы Брута Гоголь воплотил новый тип философа, основные черты философии которого - одиночество, страх, отчаяние и дерзновение.

Гоголь увидел эти корни в народном мировоззрении. Именно гибельный Хаос ночного мира, со всеми порожденными им красотами и чудовищами, изображается Гоголем как то высшее, непостижимое, совершенное, что пробуждает в герое дремлющие эстетические и религиозные чувства.

переживать страх смерти, дабы почувствовать себя живым5. Отсюда острая Ср. реакцию Хомы Брута в «Вии», «никак не мог он истолко- вать себе, что за как духовное дерзновение. Смерть Марьи.

Выбранные места из переписки с друзьями. Айрис-пресс, , - с. Полное собрание сочинений Н. Художественная литература, , - ТТ. Правда, - с. Гоголь в воспоминаниях современников - м.: Гослитиздат, , - с. Гоголь в русской критике. Гослитиздат, с. Размышления о Божественной литургии: Размышления о Божественной литургии [Подгот. Комедия в пяти действиях.

Записки о жизни Н.

Статья (7, 8 класс) на тему: Страх и дерзновение Хомы Брута (НВ Гоголь"Вий") 7-8 кл

Это и повесть, и притча, и объединение реализма и фантастики, бытовые и символические, философское начала. Одиночество и оставленность человека в мире. Страх, Хаос, Смерть и Ничто — постоянные спутники человеческого бытия — вот основные проблемы, поставленные Гоголем в повести.

Мы помним, что в повести Гоголя Вий Хома Брут, который читал Бездыханный грянулся он на землю, и тут-же вылетел дух из него от страха" . что видеть Бога – это великое дерзновение, которое суть"взор на.

Фантастическое и реальное в повести Н. Три дня и три ночи Хомы Брута……………………………………………. Любое талантливое произведение обычно многогранно и не может быть сведено к одной единственной формуле, рассматриваться с одной единственной точки зрения. Истина эта в полной мере относится к известной повести Николая Васильевича Гоголя. Осознавая это, раскрытию некоего тайного смысла произведения, которому в школьном курсе литературы уделено незаслуженно мало внимания, и посвящена данная работа.

Плодотворным в этом отношении оказалось сличение сюжета повести и отдельных черт образа Вия с сюжетами и образами народных сказок и преданий — русских, украинских, белорусских; с образами мифологических персонажей. Однако до сих пор не обнаружено ни одно произведение фольклора, сюжет которого точно напоминал бы повесть. Часто, фантастическое и реальное заходят одно в другое, особенно в искусстве, потому что оно не просто изображает жизнь, а раскрывает, объективируя то, что совершается в душе человека.

Бывает, наоборот, что случай действительный имеет совершенно фантастический характер.

А.Кротов"Вий" (25 апреля 2015г.). Дуэт Петровны и Явтуха.

Categories: Без рубрики

Жизнь вне страха не просто возможна, а полностью достижима! Узнай как можно стать бесстрашным, кликни тут!